История аренды — интересная тема для нашей страны, в России аренда до сих пор имеет современный статус: сервис начал развиваться в начале 90-х. Сложно назвать точную дату начала аренды.
В Соединенных Штатах первый бизнес по аренде автомобилей открылся в 1918 году, когда Золи Франк решил нанять долгосрочный автопарк. Генри Форд также использовал арендную плату для увеличения продаж автомобилей. Тем не менее Фрэнка принято называть «отцом проката автомобилей», поскольку современная аренда во многом основана на его идеях почти столетней давности. Во время Второй мировой войны американское правительство использовало программу под названием ленд-лиз. Друзья страны получат еду, оборудование и другие важные удобства. Они должны были выплачиваться после войны с помощью беспроцентных займов на длительный срок. На долю легковых автомобилей приходилось 64% от общего предложения, что немного меньше, чем на железные дороги с долей 72%. В 50-х годах прошлого века началось глобальное развитие арендной деятельности.
Американская корпорация по аренде специализированных товаров, Boothe Development Corp., Chandler Development, GECC и другие. Развитие аренды проходило при поддержке государственных и коммерческих банков США. Услуга быстро развивалась среди корпоративных клиентов. В 1960 году арендная плата составляла 600 000 автомобилей, а годовой доход арендаторов составлял 750 миллионов долларов. Позже аренда распространилась и на Европу: в 1962 году была основана Düsseldorf Deutsche Lising GMbH.
Постепенно создается треугольник ключевых стран в сфере данной услуги: США, Западная Европа, Япония. Этот расклад остается неизменным и сегодня. В 1970-х и 1980-х годах крупные розничные торговцы, такие как Chrysler, Ford и GM, вышли на рынок аренды, как только осознали удобство новой услуги для ведения собственного бизнеса. К концу 1960-х, помимо корпоративных сообщений, компании начали обслуживать физических лиц. Им предлагали автомобили в аренду по фиксированной процентной ставке на определенный срок и с возможностью выкупа.
В конце 1970-х годов арендные компании только в Америке достигли дохода в миллиарды долларов. Аренда автомобилей сыграла значительную роль в этом росте: с 1977 по 1984 год парк автомобилей в США достиг 1,3 миллиона автомобилей. В Западной Европе автопроизводители осознали эффективность аренды как маркетингового метода, поэтому и там услуги процветали. К концу 1960-х годов арендная плата пользовалась большим спросом, поскольку компании, помимо корпоративных посыльных, начали оказывать услуги физическим лицам: им предлагали автомобили в аренду по фиксированной ставке с фиксированной субсидией и возможностью выкупа. В России до 90-х годов аренда в основном использовалась на международном уровне: покупались дорогие товары, такие как корабли и самолеты. С началом нового десятилетия ситуация изменилась. Предприятия перешли на методы управления арендой, и внутри страны происходило все больше и больше сделок по аренде.
Вот ключевые этапы этого периода:
• В 1994 году появилась Российская ассоциация девелоперских компаний «Рослизинг»;
• В 1997 году общее количество сделок, заключенных членами ассоциации, составило 2,8 трлн рублей;
• Кризис 1998 года сильно ударил по арендным компаниям, но в посткризисный период отрасль продемонстрировала значительный рост;
• После 1998 года, одной из важнейших вех в истории аренды, сегодня появилось много ключевых игроков рынка.
В 2000-е годы, наряду с экономикой в начале тысячелетия, рента продолжала расти. Компании разработали качественный профиль услуг, развитые клиентские и партнерские центры. Законодательные изменения произошли: поэтому в 2002 г. гл. 25 Налогового кодекса РФ, который частично ввел благоприятный налоговый режим для операций по аренде.
Сегодня прокат автомобилей в России также растет. Его доля в общем объеме рынка составляет 35%, что дает наделу право называть водителя наемным водителем. Задержки западного рынка постепенно сокращаются. Люди предпочитают арендовать больше как способ купить машину. Компании по-прежнему хотят иметь автомобили одновременно, в отличие от некоторых зарубежных стран, где используется основной транспорт, а не собственность. Более интересно наблюдать, как арендная плата в России продолжает двигаться по пути эволюции.